Для автомобильного транспорта характерны большая гибкость в удовлетворении спроса на перевозки грузов различного типа и объема, на изменение маршрута движения и пунктов доставки, на обеспечение пассажирских перевозок. Благодаря этим качествам автомобильный транспорт играет большую роль в экономике любой страны.
Однако наряду с положительной ролью, которую играет автотранспорт в развитии экономики, существуют и негативные факторы, связанные с процессом автомобилизации. Сюда относятся загрязнения окружающей среды, градостроительные проблемы, связанные с выделением городских пространств для движения и стоянки транспортных средств, увеличение интенсивности движения, что в условиях городов с исторически сложившейся застройкой приводит к возникновению транспортной проблемы. Особенно остро она проявляется в узловых пунктах улично-дорожной сети. Здесь увеличиваются транспортные задержки, что вызывает снижение скорости сообщения, неоправданный перерасход топлива и повышенное изнашивание узлов и агрегатов транспортных средств.
К числу наиболее отрицательных факторов процесса автомобилизации относятся дорожно-транспортные происшествия (ДТП) и их последствия, характеризующиеся гибелью и ранением людей, материальным ущербом от повреждения транспортных средств, грузов, дорожных или иных сооружений.
В большинстве случаев разработка мероприятий, направленных на повышение безопасности дорожного движения, базируется на тщательном анализе причин и условий возникновения ДТП, прогнозирования развития ситуации, а также определении наиболее эффективных направлений борьбы с аварийностью.
Определенную роль в механизме возникновения ДТП играет дорожный фактор. С одной стороны это подтверждается статистическими данными, неудовлетворительное состояние дорог и улиц выглядит далеко не самой массовой причиной возникновения ДТП. По этой причине совершается не более 7-12 % всех происшествий, в то время как по вине водителей и пешеходов до 90 % всех ДТП. С другой стороны, представляется интуитивно очевидным, что многих происшествий удалось бы избежать, несмотря на ошибки водителей и пешеходов, если бы дорожные условия соответствовали более высоким требованиям и стандартам. Ряд проведенных исследований доказывает, что неудовлетворительные дорожные условия являются причиной или способствовали возникновению происшествий примерно в 70% случаев дорожно-транспортных происшествий. Однако на практике при разборе причин аварий влияние состояния дорожного покрытия, ширины проезжей части и так далее и способа организации движения на каждом конкретном участке улицы или перекрестке, как правило, не учитывается.
Следует отметить, что мероприятия по повышению безопасности и эффективности организации дорожного движения обосновываются не только требованиями безопасности движения, но и увеличением пропускной способности, уменьшением времени задержек транспорта и как следствие сокращением времени и затрат на перевозку грузов и пассажиров.
Обеспечение быстрого и безопасного движения в современных городах требует применения комплекса мероприятий архитектурно-планировочного и организационного характера, которые проводятся для совершенствования дорожных условий. К ним относятся:
-строительство объездных дорог вокруг городов;
-организация приоритетного проезда общественного транспорта, совершенствование маршрутной схемы, устройство заездных карманов на остановках общественного транспорта;
-организация одностороннего движения по улицам;
-разводка транспортных потоков на пересечениях дорог и улиц на разных уровнях;
-строительство пересечений кольцевого типа;
-введение светофорного регулирования на пересечениях и примыканиях, а также на пешеходных переходах с большой интенсивностью движения пешеходов;
-строительство направляющих островков и организация канализированного движения;
-запрещение правых или левых поворотов на перекрестках
-расширение проезжей части в непосредственной близости от перекрестков;
-устройство трясущихся полос при подъездах к перекресткам;
-своевременное нанесение разметки и установка дорожных знаков и другое.
В данном дипломном проекте производится анализ транспортной сети, организации движения и аварийности городского общественного транспорта в городе Витебске. На основе выполненного анализа предлагается расширение проезжей части в непосредственной близости от перекрестка улиц Чкалова и В. Интернационалистов, реконструкция дороги и установка дорожных знаков повышающих безопасность дорожного движения на пересечениях улиц Терешковой с РДАУП "АТП №1 г. Витебска" и улиц Комсомольская - Кирова. А также последующее сравнение с экономической точки зрения и точки зрения безопасности движения между собой и с существующей организацией движения.