Для обеспечения безопасности дорожного движения необходим комплекс мер направленный на правильное восприятие дорожной обстановки, на соответствие этой обстановки необходимым требованиям и нормам и, самое главное, на понимание отдельно взятым человеком, который хоть как то вовлечён в перевозочный процесс начиная от пассажира или пешехода и заканчивая руководителем высшего звена, который отвечает за безопасность на дорогах, что от каждого без исключения зависит насколько комфортно можно передвигаться по дорогам не опасаясь за свою жизнь.
Водитель автобуса во время работы испытывает большое психическое и физическое напряжение, которое значительно увеличивается с ухудшением дорожных условий. Последние заставляют его чаще переключать внимание с одного дорожного объекта на другой, оценивать их опасность и принимать решения в течение долей секунд. В сложных условиях промедление может привести к ошибкам вызывающим дорожно-транспортные происшествия. Вот почему дорожные условия должны обеспечивать максимальную безопасность движения автобусов даже в случаях ошибочных действий водителей. В настоящее время это является главным и неукоснительным требованием автотранспортных предприятий, в первую очередь к автобусным маршрутам. Действующие и вновь открываемые автобусные маршруты по автомобильным дорогам и улицам населенных пунктов должны обеспечивать:
-безопасность и установленную регулярность движения;
-минимальные сроки доставки и наилучшее обслуживание пассажиров;
-действенное использование технических средств пассажирского транспорта;
-удобства работы водителей в пути следования и на конечных пунктах маршрутов.
Таким образом предлагаю введение и постоянное совершенствование следующих мероприятий:
1. Введение единой системы обучения населения правилам и безопасности дорожного движения.
Для реализации этого пункта необходимо:
- Разработать программы и ввести обязательное обучение правилам и безопасности дорожного движения в дошкольных учреждениях, школах, ПТУ, средних и высших учебных заведениях.
- Разработать и издать учебно-методическую литературу по указанным программам, наглядные пособия, видео, кинофильмы, обучающие компьютерные программы и т.д.
-Регулярно проводить теле- и радиопередачи по безопасности дорожного движения с привлечением специалистов и популярных в стране людей.
2. Обеспечение качественной подготовки и повышения квалификации водителей.
Здесь необходимо:
- Существенно изменить программы подготовки водителей в автошколах, увеличив время теоретических занятий не менее, чем в 2 раза, а минимальное время практических занятий не менее, чем в 3 раза.
- В качестве критериев оценки качества работы автошкол ввести некое число выпускников, совершивших ДТП различной степени тяжести.
- Разработать учебные пособия и обучающие компьютерные программы по Правилам дорожного движения. Обязать автошколы использовать пособия и программы в учебном процессе.
- В целях повышения знаний водителей и воспитания у них чувства ответственности за поведение на дорогах создать постоянно действующие воскресные и (или) вечерние школы, в которые в обязательном порядке направлять водителей-нарушителей ПДД. Внести соответствующие дополнения в Кодекс административных нарушений.
- Проверять знания водителей хотя бы один раз в 5 лет, так как большинство из них новые ПДД знают очень плохо.
3. Внедрение технических средств контроля соблюдения водителями ПДД с использованием систем идентификации транспортных средств по государственным регистрационным номерным знакам.