Нормирование токсичности отработавших газов транспортных средств осуществляется с целью получения сопоставимых оценок экологического совершенства различных конструкций и управления уровнем воздействия на окружающую среду. Комплекс стандартов включает два вида испытаний: проверку АТС в эксплуатации экспресс-методами и сертификационные испытания автомобилей или двигателей на стендах.
Эксплуатационные испытания осуществляются без снятия двигателя с автомобиля портативной аппаратурой и предназначены для оценки технического состояния АТС путем измерения концентрации в отработавших газах двигателей с искровым зажиганием ,а также дымности дизелей.
Сертификационные испытания (приемочные, инспекционные) АТС производятся при сертификационных испытаниях на заводах в специальных центрах. Для оценки экологических показателей АТС полной массой до 3,5 т применяются 5 типов испытаний на специальных стендах, в результате которых проверяется соответствие нормам:
1) уровня содержания в выхлопных газах СО, СхНу, N0х, твердых частиц после запуска холодного двигателя при имитации движения автомобиля;
2) концентрации СО в режиме холостого хода;
3) выбросов картерных газов;
4) выбросов в результате испарения топлива из системы питания;
5) долговечности устройств, предназначенных для предотвращения загрязнения воздуха;
В таблице 6.1 приведены значения норм выбросов новых автомобилей типа в европейских странах по первому типу испытаний в ездовых циклах.
Таблица 6.1 - Динамика значений норм выбросов легковыми АТС массой до 1250 кг, г/км
Ступень |
Год введения |
Частицы |
NOх |
СхНу |
СО |
EURO 1 |
1993 |
0,14 . |
0,97/0,97 |
2,72/2,72 | |
ЕURO 2 |
1996 |
0,08 |
0,5/067 |
2,2/1,0 | |
ЕURО З |
2000 |
0,05 |
0,14/0,5 |
0,17/0,06 |
1,5/0,6 |
ЕURО 4 |
2005 |
0,.025 |
0.07/0.25 |
0.08/0.05 |
0.7/0.47 |
Экологические нормативы (токсичность отработавших газов) легковых типов транспортных средств, а также тракторов, судов устанавливаются по результатам испытаний только двигателей на тормозных стендах. Динамика значений норм выбросов дизельных, грузовых и пассажирских АТС типов М2, МЗ, N2, N3 в европейских зонах приведена в таблице 5.2.
Таблица 6.2 - Динамика норм выбросов дизельных, грузовых, АТС и автобусов , г/ (кВт/ч)
Ступень |
Год введения |
Частицы |
N0х |
СхНу |
СО |
ЕURО 1 |
1993 |
0,36 |
8,0 |
1,1 |
4,5 |
ЕURО2 |
1996 |
0,15 |
7,0 |
1,1 |
4,0 |
ЕURО 3 |
2000 |
0,1 |
5,0 |
0,66 |
2,1 |
ЕURО4 |
2005 |
0,02 |
3,5 |
0,46 |
1,5 |
ЕURО 5 |
2008 |
0,02 |
2,0 |
0,.25 |
1,5 |