Тяговая сила на колесах создается двигателем автомобиля. Двигатель вырабатывает мощность и развивает крутящий момент, который через трансмиссию подводится к ведущим колесам.
При включенной передаче двигатель связан с колесами автомобиля через трансмиссию. Угловая скорость w вращения коленчатого вала связана со скоростью V движения автомобиля выражением:
w = V × iтр/rко, (5)
где: w – значение угловой скорости коленчатого вала в рад/с; iтр – передаточное число трансмиссии (безразмерное), rко – радиус качения колес в ведомом режиме в м. Радиус качения предварительно вычисляют по размерам применяемых на автомобиле шин.
Передаточное число iтр вычисляют как произведение передаточных чисел редукторов:
iтр = iкп × iрк × iо × iкр, (6)
где передаточные числа: iкп – коробки передач; iрк – раздаточной коробки; iо – главной передачи; iкр – колесного редуктора. Значения чисел берут из технической характеристики автомобиля, или используют другие значения.
Наибольшую мощность двигателя Ne в Вт при заданной частоте w вычисляют по формуле Лейдермана:
u = w/wN; Ne = Nmax × (A × u + B × u2 – C × u3) × 1000, (7)
где: Nmax – максимальная мощность в кВт; u – относительная частота вращения коленчатого вала (безразмерная); wN – частота вращения коленчатого вала при максимальной мощности; A, B, C – коэффициенты.
Значения коэффициентов A, B, C зависят от типа двигателя. Они указаны в табл. 2.
Таблица 2 Коэффициенты формулы Лейдермана
Тип двигателя |
A |
B |
C |
Бензиновые |
1 |
1 |
1 |
дизельные 4–х тактные |
0,5 |
1,5 |
1 |
При разгоне автомобиля с места сцепление включено, и двигатель не имеет жесткой связи с колесами. Для расчета задают постоянную угловую скорость wтр вращения коленчатого вала и постоянную мощность двигателя. Это соответствует постоянным положениям педалей подачи топлива и сцепления. Скорость wтр ограничивают значением (0,5…1) × wN, мощность ограничивают значением (0,4…0,8) × Ne, где Ne вычисляют по формуле (7) для w = wтр.
По формуле (7) вычисляется наибольшая мощность, соответствующая внешней, скоростной характеристики двигателя. Двигатель редко работает в режиме наибольшей мощности. Обычно мощность двигателя меньше, что учитывается коэффициентом KN использования мощности. При разгоне автомобиля двигатель работает в неустановившемся режиме, и его мощность снижается: KN = 0,7…0,9. Часто водитель не подает «полный газ» и двигатель работает в режиме частичных нагрузок, тогда принимают KN = 0,1…0,5.
Часть мощности двигателя расходуется на привод вспомогательных агрегатов. Эти затраты мощности учитываются коэффициентом: Kв = 0,88 … 0,92, где меньшие значения относятся к грузовым автомобилям.
Фактическая мощность Nд, вырабатываемая двигателем, снижается:
Nд = Kв × KN × Ne, (8)
где Nд в ваттах.
Крутящий момент двигателя зависит от мощности Nд и скорости w:
Me = Nд/w, (9)
где Me – крутящий момент в Н×м.
Часть мощности затрачивается на работу трения в трансмиссии. Для учета потерь используют коэффициент полезного действия трансмиссии hтр.
Для легковых автомобилей значение hтр составляет 0,88 … 0,93, а грузовых – 0,8 … 0,86.
Потери мощности учитывают при расчете тяговой силы:
Pк = hтр × Ме × iтр/rко, (10)
По рассчитанным выше силам сопротивления движению вычисляют ускорение автомобиля:
j = (Pк – Pf – Pi – PW)/(M × d), (11)