Пути повышения доходности железнодорожного транспорта

Страница 2

В пассажирском движении одно из основных направлениях повышения доходности – борьба с безбилетным проездом, в первую очередь, в пригородных поездах. С этой целью в настоящее время на ряде крупных вокзалов устанавливаются турникеты, препятствующие допуску на платформу пассажиров без билетов. Эффективность этой меры снижается экономической нецелесообразностью, установки турникетов на всех платформах и возможным снижением объема перевозок вследствие неудобств, например, для провожающих пассажира.

Повышение комфортности, скорости и удобства перевозок пассажиров также является одним из способов повышения доходов. На ряде направлений с высоким пассажиропотоком с этой целью вводятся скоростные электрички, обращающиеся в удобное время и обеспечивающие повышенный комфорт пассажирам. Опыт использования их на направлениях Москва - Рязань, Москва - Курск и других показал, что они пользуются достаточно высоким спросом. Кроме того, скоростные электрички формируются из вагонов разных классов, цена перевозки в которых различается. Ввиду непродолжительности их использования, отсутствия необходимого объема статистической информации тарифы на проезд в них установлены на уровне тарифов при перевозке в общих и плацкартных вагонах.

При осуществлении пассажирских перевозок железнодорожный транспорт испытывает конкуренцию со стороны других видов транспорта. В дальнем следовании наиболее сильная конкуренция со стороны воздушного транспорта, в пригородном - со стороны автобусных перевозок пассажиров. При выполнении дальних пассажирских перевозок железнодорожный транспорт является конкурентоспособным лишь в тех случаях, когда тарифы на перевозку существенно ниже, чем на воздушном транспорте, что объясняется большими различиями в сроках перевозки. При конкуренции с автобусными перевозками железнодорожные пассажирские тарифы устанавливаются на уровне, близком к автобусным тарифам. При значительном их превышении над автобусными тарифами происходит переход пассажиропотоков на автобусный транспорт.

Резервом повышения доходов является также использование "модульного" принципа формирования пригородных поездов, что позволяет с учетом внутрисуточной неравномерности пассажиропотоков оперативно изменять состав пригородных поездов, способствует повышению их населенности и снижению себестоимости перевозок. Однако в настоящее время широкое применение этого принципа ограничивается отсутствием необходимого количества головных вагонов мотор-вагонных секций и необходимостью внедрения технических решений, позволяющих значительно сократить время и расходы на переформирование пригородных поездов. Применение данного принципа позволяет увеличитъ количество обращающихся пригородных поездов и освоить дополнительные пассажиропотоки, при существующей организации и технологии пассажирских перевозок являющиеся экономически неэффективными.

В настоящее время при проведении политики отказа от перекрестного субсидирования пассажирских перевозок за счет доходов от перевозки грузов одним из источников повышения доходности пассажирских перевозок является получение субсидий из бюджетов России и субъектов Федерации. Обоснованием этого является факт предоставления льгот отдельным категориям пассажиров, а также общая убыточность пассажирских перевозок при действующем уровне пассажирских тарифов. Поэтому при действующем в настоящее время порядке финансирования пассажирских перевозок одним из путей повышения их доходности является обеспечение получения субсидий всех уровней в полном объёме.

Страницы: 1 2 3

Навигация