Пути повышения доходности железнодорожного транспорта

Страница 3

Исследования в области экономики и финансов, проводимые Всероссийским научно-исследовательским институтом железнодорожного транспорта в условиях структурной реформы отрасли, способствуют повышению качества транспортного обслуживания и оптимизации эксплуатационных затрат на основе рационального управления производственными ресурсами, укрепления материально-технической базы и совершенствования тарифной политики с учетом обеспечения конкуренции на рынке транспортных услуг.

Исследования включают в себя анализ, оценку и формирование прогнозов основных показателей перевозок грузов в целом по ОАО «РЖД», его филиалам (железным дорогам) и основным грузовым сегментам транспортного рынка, в том числе исследования динамики, оценки и прогноза отправлениями, грузооборота и доходов от перевозок важнейших групп грузов динамики себестоимости перевозок грузов по основным типам подвижного состава, а также динамики и оценки показателей перевозок грузов по видам сообщения на сетевом и дорожном уровнях.

Ценообразование на железнодорожные перевозки должно базироваться на научно обоснованной методологии регулирования тарифов в естественно-монопольной сфере перевозок и урегулирования в конкурентной среде, так же объективно отражать особенности транспортного рынка.

В этих условиях особенно актуальным становится наличие у всех субъектов транспортного рынка paвныx ценовых возможностей, что в значительной мере предусмотрено действующим Прейскурантом, №10-01, поскольку уже сегодня около 30% перевозок выполняется собственным, арендованным парком вагонов компаний - операторов и перевозчиков. В перспективе согласно Программе структурной реформы доля этого парка возрастет до 50%.

Отношения ценовой конкуренции в отрасли должны поддерживаться разумным регулированием тарифов, включая их вагонную составляющую, а также применением самостоятельно устанавливаемых компанией тарифов на конкурентных направлениях.

Обоснованность компенсации затрат владельцев парка вагонов и локомотивов, используемых при перевозке грузов, имеет определяющее значение для решения проблемы расширения их использования. Расчеты показывают, что в настоящее время в общей сумме расходов на перевозку грузов в среднем по сети железных дорог общего пользования на долю вагонной составляющей приходится 15% текущих расходов. В среднем 29% расходов приходится на долю локомотивов.

Проводимая в отрасли либерализация тарифов позволит не только выровнять ценовые условия для конкурирующих участников транспортного рынка, но и за счет вагонной составляющей тарифа подойти к реальной рыночной стоимости перевозочных ресурсов.

Исследование проблем ценообразования на железнодорожном транспорте и возможных путей их решения, в сочетании с проведением экономически эффективной тарифной, региональной и структурной политики, безусловно, будет способствовать созданию благоприятных условий для успешной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.

Страницы: 1 2 3 

Навигация