Асп=Ат+Ар,
где Ат - число автотранспортных средств (АТС), готовых к эксплуатации; Ар – число АТС, требующих ремонта или находящихся в ремонте или техническом обслуживании
Ат=Аэ+Ап,
где Аэ – число АТС, находящихся в эксплуатации (на линии), Ап – число АТС, находящихся в простое из-за отсутствия работы, топлива, водителей и по другим организационным причинам.
Для учета использования парка за определенный период времени используют показатель «автомобиледень»- АД. Например, если в течение пяти дней в АТО 20 АТС работали на линии, 2 находились в ремонте, и один простаивал, то списочные автомобиледни равны
АДсп = АДэ + АДр + АДп= 20*5 + 2*5 + 1*5= 115.
Эффективность работы парка ПС удобно оценивать рядом коэффициентов.
Коэффициент технической готовности определяет долю исправного (готового к эксплуатации) ПС в парке и характеризует техническое состояние парка АТС:
αт = Ат/ Асп = АДт/ АДсп= Дт/ Дк,
где Дт- дни пребывания АТС в готовом для эксплуатации состоянии; Дк- число календарных дней.
Коэффициент выпуска характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно календарного времени:
αв = Аэ/ Асп = АДэ/ АДсп= Дэ/ Дк,
где Дэ- число дней эксплуатации.
Коэффициент использования характеризует долю парка ПС, находящихся в эксплуатации (на линии), относительно рабочего времени:
αи = Аэ/ Ар = Дэ/ Др,
где Др- число рабочих дней за рассматриваемый календарный период.
Пробегом называется расстояние, проходимое ПС за определенный период времени. Классификация различных видов пробега грузового ПС представлена на рис.6. Нулевой пробег- это пробег, который необходимо совершить ПС для прибытия из АТО на первый пункт погрузки и возвращения после последней погрузки в АТО.
|
Рис.6. Виды пробега грузового подвижного
состава.
Доля пробега с грузом в общем пробеге ПС оценивается коэффициентом использования пробега.
β=Lг/Lоб.
При расчетах обычно различают коэффициент использования пробега за ездку
βе= ler/(ler+lx),
где ler – пробег с грузом за ездку, lx – пробег без груза за ездку, и за рабочий день:
βрд=Lг/(Lг+ Lх+ Lн).
Время пребывания АТС в наряде
Тн=Тм+tн,
где Тм – время работы на маршруте, tн- время на выполнение нулевого пробега.
Время работы на маршруте определяется соотношением
Тм= Σtдв + Σtп-р = (Lг+ Lх+ Lн)/vt + Σtп-р =(Lг+ Lх)/vэ = ne[(ler+lx)/ vt + tп-р]= ne(ler/βеvt+ tп-р),
где vt – техническая скорость, vэ- эксплуатационная скорость, ne – количество ездок, выполняемых ПС за смену.
Техническая скорость учитывает только движение ПС, а эксплуатационная дополнительно учитывает время простоя ПС при выполнении погрузочно-разгрузочных работ.
Возможное количество ездок
ne= Тм/tе= Тм/(ler/(βеvt+ tп-р)),