Эксплуатация на ВБВП дополнительно трех составов практически не окажет заметного влияния на судопропуск, так как повысит коэффициент использования по времени каскада лишь на десятые доли процента. Если же количество дополнительных составов увеличить до пяти единиц, убежден профессор Малышкин, то число простоев флота в ожидании шлюзования заметно возрастет. Чтобы этого не произошло, ученые предлагают осуществлять пропуск грузовых судов по однопутным участкам по ниткам графика, аналогичным графику движения поездов. Специалисты кафедры готовы принять участие в разработке таких графиков. Кроме того, считают они, в обозримой перспективе представляется реальным введение оплаты за прохождение судами каналов и шлюзов. Но этому должна предшествовать разработка научно обоснованных и взаимно согласованных с путейцами и судоходными компаниями нормативов следования и шлюзования судов и составов всех типов. При формировании группы судов диспетчер будет учитывать максимальную загрузку камеры и обязательно подумает о том, как не допустить превышения нормативов валового времени проследования судов по каналу. Нормативы следования и шлюзования ученые академии также готовы разработать.
Волго-Балтийский канал - это девять высоконапорных шлюзов, большинство из которых находятся в ведении Вытегорского района гидросооружений и судоходства (ВРГиС). Все объекты водной системы - федеральная собственность. Сейчас руководство ВРГиС обеспокоено катастрофическим состоянием большинства сооружений. В устье Вытегры практически не проводятся дноуглубительные работы, а это чревато для судов, которым становится сложно продвигаться по водному каналу. В нынешнюю навигацию отмечается большая задержка в шлюзовании кораблей. Транзитный флот вынужден подолгу простаивать на рейде. Кроме того, ремонтные работы на шлюзах проводятся не в той степени, которая необходима. Сказывается мизерное финансирование.
Если Вытегорскому участку на содержание и эксплуатацию необходимо в год 177 миллионов рублей. Из федерального бюджета в 2004 г. выделено всего лишь 57 миллионов. По госкапвложениям ВРГиС профинансирован лишь на 7,5 процентов. По словам Андрея Семенихина, директора ВРГиС ГУП Волго-Балт, "Правительство РФ на уровне Министерства транспорта должно повернуться лицом к гидротехническим сооружениям. Не только Волго-Балтийского водного пути. В принципе всех водных каналов РФ. Так как подобная ситуация сегодня уже стала характерной и для других водных транспортных артерий".
Волго-Балтийский канал - единая глубоководная система соединившая пять морей, числится в числе крупнейших транспортных сооружений мира. По протяженности (361 км.) превосходит Панамский в четыре с половиной раза, а Суэцкий канал в два раза.