Расчет оси и колеса
При условном (приближённом) методе расчёта на прочность ось рассматривается в статическом состоянии, на неё действует система сил (см. рис.16), состоящая из вертикальной силы, равной и горизонтальной:
,
где – максимальная статическая расчётная или фактическая нагрузка от кол- ёсной пары на рельсы.
Множители в выражениях по определению горизонтальной и вертикальной сил учитывают динамической действие сил соответственно в вертикальном и горизонтальном направлениях.
Рис. 16 Схема действия сил при условном методе расчёта оси колёсной пары
Расчёт и выбор соответствующих значений величин будем производить, руководствуясь Нормами для расчёта и проектирования новых и модернизируемых вагонов железных дорог МПС колеи 1520 мм (несамоходных) и ГОСТом 4835-80.
Исходные данные:
тип оси колёсной пары – РУ1Ш;
фактический диаметр шейки оси мм;
фактический диаметр подступичной части оси мм;
фактический диаметр середины оси мм;
допускаемый износ по длине шейки оси м.
осевая нагрузка т;
количество осей вагона ;
вес брутто вагона т.
Вычисление нагрузок.
Осевая нагрузка (выраженная в единицах СИ), Н:
;
Н = 0,229 МН.
Вес колёсной пары (выраженный в единицах СИ), Н:
,
где – масса колёсной пары РУ1Ш, = 1,2 т;
Н.
Вертикальная нагрузка, действующая на колёсную пару, Н:
;
Н.
Определение изгибающих моментов.
Изгибающий момент в первом расчётном сечении, :
,
где – расстояние от центра оси колёсной пары до центра тяжести кузова,
= 1,45 м;
– расстояние между центрами приложения нагрузки на шейки,
= 2,036 м;
– длина шейки оси, = 0,19 м;
– коэффициент, учитывающий увеличение длины шейки при износе бурта (вводится для букс с подшипниками скольжения), = 0;
≈ 0,020.
Изгибающий момент во втором расчётном сечении, :
,
где – половина расстояния между центрами приложения нагрузки на шейки, м:
;
м;
s – половина расстояния между кругами катания, м: