Рис 1.2. Автобус большого класса МАРЗ-5266
Автобус МаРЗ-5266 выпускается Мичуринским авторемонтным заводом (Мичуринск, Россия). Это автобус городского типа, предназначен для эксплуатации на регулярных городских маршрутах. Это самый дешевый городской автобус большого класса, выпускаемый на постсоветском пространстве. Автобус имеет три двери поворотного типа, причем передняя и задняя – одностворчатые, а средняя – двустворчатая. Ширина прохода между сиденьями – 537 мм.Автобус имеет дизельный 6-цилиндровый V-образный двигатель ЯМЗ-236М2 с рабочим объемом 11,15 литров. Отличался низкой надежностью, сложностью обслуживания, страшноватым дизайном.
Рис 1.3 – Автобус городского типа большого класса МАЗ-104 С
Автобус МАЗ-104 С выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 1997 года до конца 2006 года.
Годом рождения производства автобусов на Минском автомобильном заводе можно считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan (Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде».
Автобус МАЗ-104 С являлся самой доступной по цене моделью минских автобусов. В автобусе применены узлы от серийных грузовых автомобилей МАЗ, что положительно сказалось на его цене (он примерно на 10 тыс. долларов дешевле аналогичного МАЗ-103.
Автобус МАЗ-104С является пригородной версией базовой модели 104 и отличается лишь отсутствием задней двери, иной планировкой салона (количество мест для сидения 40) и иным передаточным числом ведущего моста.
Рис 1.4. Автобус общего назначения среднего класса МАЗ-256
МАЗ-256. Годом рождения производства автобусов на Минском автомобильном заводе можно считать 1992-й, когда был подписан лицензионный договор с фирмой Neoplan (Германия, ныне фирма принадлежит концерну MAN). В результате было построено всего пять лицензионных автобусов в «чистом виде» (их цена была запредельной, около $200000). А затем завод начал внедрять отечественные комплектующие, заодно приспосабливая конструкцию к нашим условиям.
Автобус МАЗ-256 впервые был представлен на Московском автосалоне в августе 2004 года. Выпускается Минским автомобильным заводом (Минск, Беларусь) с 2005 года. Автобус является представителем второго поколения автобусов Филиала "АМАЗ" РУП "МАЗ". Автобус создавался как недорогая машина среднего класса. Его прообразом послужил не пошедший в производство МАЗ-106, имевший упрощенный кузов. МАЗ-256 – уже конечный продукт, созданный для удешевления и упрощения конструкции на базе низкорамного грузовика МАЗ-4370. У грузовика заимствовано шасси – подвеска, мосты, рулевое управление, тормоза, двигатели. На грузовое шасси устанавливается сделанный по полностью «автобусной» технологии кузов. При этом отличительной особенностью автобуса является применение только стеклопластиковых панелей облицовки. Автобус с мягкими сиденьями предназначен для междугородних и туристических перевозок небольшого количества пассажиров. Модификация с жесткими сиденьями предназначена для эксплуатации на пригородных маршрутах и городских маршрутах в небольших населенных пунктах.
Для модели МАЗ-256 предусмотрены две модификации: одна для междугородних перевозок, вторая – для пригородных и городских маршрутов. В автобусах первой модификации в салоне расположены 24 мягких сиденья с регулировками угла наклона спинки и подлокотника.
Во втором случае салон оборудуется 27 пассажирскими сиденьями осиповичского производства, а вместо багажных полок под потолком закрепляют поручни, а общая пассажировместимость составляет 42 человека.
На автобусах МАЗ-256 для пригородных и городских перевозок устанавливаются неразборные жесткие пассажирские сиденья. Крепление подставки пары сидений монтируется одной стороной на боковую стенку, а другой стороной - через стойку к полу. В междугородней модификации сиденья – мягкие, с высокой спинкой. Имеют регулировку по углу наклона спинки и поручня, а также могут сдвигаться в сторону относительно друг друга.
Рис 1.5. Автобус городского типа большого класса Неман-5201
Неман-52012 выпускается производственным республиканским унитарным предприятием «Опытный завод «Неман» (Лида, Беларусь) с 2001 года.