Отнесение пригородных перевозок к категории социально-значимых может быть выполнено при условии, если они включены в социальный стандарт административно – территориальной единицы Республики Беларусь. В существующей практике все пригородные перевозки пассажиров принято относить к категории социально-значимых. Пригородные автобусные перевозки пассажиров подразделяются на социальные, трудовые и культурно-бытовые. При этом:
к социальным относятся перевозки пассажиров в пригородном сообщении по маршрутам, включаемым в социальный стандарт административно – территориальной единицы Республики Беларусь;
к трудовым перевозкам относятся передвижения граждан из населенных пунктов их постоянного проживания к пунктам их трудовой деятельности или учебы и обратно по рабочим дням, установленным трудовым законодательством Республики Беларусь. К данной категории относятся также поездки граждан на учебу в другие населенные пункты;
к культурно-бытовым перевозкам относятся передвижения граждан от населенных пунктов их постоянного проживания к пунктам размещения объектов культурно-эстетического назначения, на садово-огородные участки, на объекты агротуризма и спортивных развлечений.
На все разновидности выполнения пригородных перевозок пассажиров государственные субсидии выделяться не могут. В мировой практике используются два метода формирования и распределения субсидий на социально-значимые перевозки пассажиров на всех видах транспорта:
Субсидирование из бюджетов различного уровня разницы в расходах и доходах транспортных предприятий на выполнение пригородных перевозок пассажиров в виде прямых финансовых перечислений, приобретения подвижного состава, содержания транспортных коммуникаций и инфраструктуры, используемых для выполнения перевозок.
Субсидирование из бюджета в полном объеме стоимости социально-значимого маршрута, определенного социальным стандартом административно – территориальной единицы. Покрытие расходов на остальных видах перевозок пассажиров в пригородном сообщении покрывается гражданами (пассажирами) из собственных средств в полном объеме. При этом на каждый вид перевозок и маршрут, не относящиеся к категории социально-значимым, делается обоснование тарифа с учетом установленной рентабельности, не превышающей 7 – 11 %. Такая схема субсидирования принята в высокоразвитых странах и с развивающейся экономикой при незначительном уровне инфляции (до 16 % в год), к которым относится и Республика Беларусь.
При субсидировании из бюджета убыточной доли расходов транспортных предприятий на выполнение пригородных перевозок в целом приводит к негативному развитию потребительского злоупотребления использования транспортом гражданами, не относящимися к категории социально-защищенных и проживающих на территории, не оговоренной соответствующим социальным стандартом. Такая методика субсидирования убыточных пригородных перевозок пассажиров принята в странах с неустойчивой экономикой и высоким уровнем инфляции (более 10 - 20 % в месяц). В остальных случаях используется второй вариант субсидирования из бюджета социально-значимых перевозок. В данном случае имеет место разделение функций между органами государственного управления и транспортным предприятием:
транспортная деятельность предприятия определяется на основе требований социального стандарта для выполнения социально-значимых перевозок, а также технологических требований и технических условий для выполнения других видов пригородных автобусных перевозок их в регионе;