Анализ точности судовождения по маршруту

Страница 11

Есть много случаев, когда вина за ошибки часто лежит на конструкторе, который создавал техническое звено системы, или на том, кто разрабатывал правила эксплуатации и технологию труда. Если оператор следовал инструкции, которая предусматривает выполнение трудовых операций подобно автомату, его нельзя обвинять в ошибке. Здесь виноваты, прежде всего, те специалисты, которые при проектировании системы предусмотрели этот способ исполнения операций.

За ошибки можно наказывать только в тех случаях, если выполнение задач не требует выхода за естественные пределы восприятия, памяти, мышления, внимания. Наказуемость, вменяемость зависит от того, насколько человек владеет этими функциями и соответствующими операциями. Степень владения зависит от сознания и выражается в тех психических процессах, которые ему подвластны. Напротив, ошибки, обусловленные психическими процессами и функциями, которые проходят помимо воли субъекта и его сознания, не должны быть наказуемы.

Велико влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия. Путь к профессиональному мастерству лежит через преодоление ошибок. Опыт не может возникнуть из одних только знаний правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки. Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, пределов, внутри которых результат может считаться нормальным. Такого рода ошибки обязательны - они источник опыта любого человека.

Но когда специалист достиг потолка своего профессионального уровня, его профессиональное развитие прекращается. Если сложность задач выше этого потолка - специалист не может действовать так же успешно, как при решении простых задач. Это именно та ситуация, когда можно сказать, что на ошибках учатся не все, на ошибках учатся не всегда. Новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, что изо дня в день выполняет простые задачи и не имеет возможности накапливать опыт. Крайние, экстремальные ситуации чрезвычайно редки, поэтому не может быть речи о накоплении опыта действий в экстремальных ситуациях. По отношению к ним всякий выступает как новичок.

Формирование профессионального опыта и совершенствование действия идет через преодоление ошибок к мастерству. Высший профессионализм предполагает высокую требовательность специалиста к себе, критическое отношение к совершенным ошибкам, усиление контроля за своими действиями после допущенной ошибки.

Однако остаются случаи, когда ошибки ничему не учат.

В данной работе производилась количественная оценка безопасности плавания, используя различные методы ОМС при входе в порт Новороссийск по Новороссийскому створу. Среди методов ОМС присутствовали:

- ОМС по двум пеленгам

- ОМС по двум дистанциям

- ОМС по пеленгу и створу

- ОМС по DGPS

- ОМС по пеленгу и дистанции

- ОМС по PI

Из всех методов наиболее точными оказались ОМС по DGPS, и ОМС по PI. Вероятность безопасного прохода при использовании данных методов наиболее высокая, в то время как другие методы показывают несравнимо меньшую надежность. Из этого следует, что наиболее предпочтительными являются ускоренные методы контроля движения судна.

Страницы: 6 7 8 9 10 11 12 13

Навигация