Проблесковый огонь маяка мыса Рас-Бейрут на входе в Бейрутский порт, имел период 4 с: свет (белый) – 1 с, затмение – 3 с. В аэропорту, находящемся в нескольких километрах к югу от Бейрута, был установлен аэромаяк, период переменного огня которого также составлял 4 с: белый свет – 1 с, зеленый свет – 3 с. Огонь этот виден с моря, но на большом расстоянии зеленый свет не виден.
На лайнере «Шампольон», следовавшем в Бейрут, капитан заметил отсвет белого огня, вспышки которого на 1 с следовали через интервалы в 3 с. Будучи убежден, что наблюдает огонь маяка Рас-Бейрут, капитан взял курс на этот огонь. Включенный радиолокатор давал очень неясное изображение берега, что, тем не менее, позволяло считать, что судно находится от него на достаточно большом расстоянии.
Вдруг между вспышками появился зеленый свет, и почти одновременно появился истинный огонь маяка Рас-Бейрут. Поняв свою ошибку, капитан дал команду машинам полный ход назад, но принятое решение было запоздалым: судно ударилось о подводную скалу и село на рифы, а впоследствии разломилось пополам.
Внешние факторы, проявляющиеся как помехи восприятию информации, способствуют возникновению ошибок. Засветка центра экрана судовой РЛС, другие помехи, вызванные гидрометеорологическими явлениями, попадание объекта наблюдения в теневой сектор и т.п. приводят к неверной оценке ситуации.
Современное морское судно – один из примеров системы «человек – машина» - системы, в которой человек (или группа людей) взаимодействует с техническим устройством в процессе производства материальных ценностей, управления, обработки информации и т.д. В общем случае машинное звено системы составляют эксплуатируемое оборудование, средства отображения информации о состоянии оборудования и внешней среды и органы управления оборудованием. Человек воспринимает информацию, перерабатывает ее в соответствии с целями функционирования системы, принимает решения и осуществляет управляющие воздействия.
Для того чтобы человеко-машинная система успешно функционировала, должно быть обеспечено взаимопонимание «машинного» и «человеческого» звена системы, качественное взаимодействие между ними. Именно в области взаимодействия человека и машины и возникают осложнения, приводящие подчас к драматическим последствиям, несмотря на вполне удовлетворительное состояние как машинного, так и человеческого звена системы. В системе управления человек осуществляет деятельность не с реальными объектами, а с их заместителями, имитирующими их образами (Рис 8.1).
Рисунок 8.1
Показания радиолокатора в форме отметок на экране индикатора кругового обзора, числовых значений на счетчиках направления и расстояния образуют информационную модель, отображающую положение и перемещение наблюдаемого объекта.
Информационная модель представляет собой организованное в соответствии с определенной системой правил отображение управляемого объекта, его системы управления, внешней среды и способов воздействия на них.
Информационная модель имеет материальный характер: ее образуют технические средства отображения информации – сигнальные индикаторы, счетчики, мнемосхемы, экраны, приборные панели. Любой технике свойственны ограничения. Поэтому информационная модель не идеально отображает действительность, она неизбежно упрощает и огрубляет ее, а в какой-то степени и искажает в силу присущих любой аппаратуре погрешностей. Неадекватность информационной модели реальным параметрам объекта – один из источников принятия человеком неверного решения.