Опорно-транспортные устройства.
При постройке корабля на горизонтальном построечном месте наиболее удобным опорно-транспортным устройством считаются поперечные опорные балки,опирающиеся в строительный период на опорные стулья, а в период транспортировки - на судовозные тележки.
В отечественном кораблестроении используются тележки грузоподъем-ностью от 60 до 320 тонн. Для перемещения корабля отдельные теле-жки соединяются жесткими связями в судовозный поезд. Скорость про-дольного перемещения корабля составляет 2-4 м/мин.
Пример опорно-транспортного устройства
На стадии постройки корабля
На стадии передвижки корабля
1- боковой стул; 2- килевой стул; 3- стальная балка; 4- сосновая подушка; 5- стальные клинья; 6- судовозная тележка; 7- центрирующая (транспортная) опора.
Необходимое число судовозных тележек определяется по следующей формуле:
штук.
где - коэффициент неравномерности распределения нагрузки;
- спусковой вес корабля;
т - принятая грузоподъемность тележки.
Установочно-проверочные работы на построечном месте.
Установочно-проверочные работы на построечном месте включают в себя:
- нанесение базовых линий на построечном месте, в качестве которых принимают контрольные ватерлинии, контрольные шпангоуты, плоскость мидель-шпангоута (ПМШ), диаметральную плоскость (ДП) и основную плоскость (ОП);
- проверку положения блоков в процессе их установки на построечном месте;
- нанесение осевых и базовых линий для монтажа механизмов и устройств.
Допустимое отклонения:
положения линии ДП 5 мм,
остальных базовых линий 2 мм.
Схема проверки положения блоков на построечном месте 1- след ДП; 2- след шпангоута.
Для проверки положения блока по длине теодолит устанавливают сбоку от него, выравнивают и центруют. Оптическую ось зрительной трубы совмещают с линией среднего шпангоута на построечном месте и, переводя теодолит на блок, определяют его смещение по длине.
Аналогично проверяют положение блока по высоте, полушироте, дифференту и крену.
Сборочные работы.
Последовательность сборки корпуса корабля на построечном месте сводится к следующему:
- на построечное место по рельсовым путям подается на тележках базовый блок №2;
- базовый блок проверяется на смещение от ДП и на смещение по высоте, после чего закрепляется на сварочной позиции;
- в нос и в корму от базового блока подаются примыкающие блоки №1 и №3 на расстояние 50 .150 мм от него. Блоки устанавливаются по ДП и по высоте соответственно блоку №2;
- стыкуемые связи блоков причерчиваются; припуски по обшивке и настилам обрезаются; кромки разделываются под сварку;