Вероятность получения координат судна с помощью автономных систем счисления

Транспорт » Количественная оценка вероятности навигационной безопасности плавания судна по фарватеру » Вероятность получения координат судна с помощью автономных систем счисления

Страница 3

Анализ навигационной аварийности свидетельствует, что около 80% навигационных происшествий, связанных с посадкой судов на мель или касанием грунта, происходит из-за неудовлетворительного контроля за местоположением судна, а также из-за ошибок вахтенных помощников связанных с маневрированием судна.

Низкий уровень профессионализма отдельных штурманов и отсутствие у них опыта практического решения навигационных задач является существенным фактором, снижающим вероятность безопасного плавания даже при высокой степени автоматизации навигационных систем и средств управления судном.

В работе показано, что вероятность объективной оценки обстановки вахтенными помощниками судов и принятие на этой основе правильного решения по управлению элементами движения судна колеблется в пределах от 0,8 до 0,995. Уточненное значение этой вероятности для каждого судоводителя определяется по результатам статистического анализа их деятельности, связанной с принятием решений по судовождению, а также с учетом особенностей их психологической устойчивости.

При ведении ручной прокладки и при отсутствии автоматизированных систем обработки и анализа навигационной информации вероятность правильного решения составляет Рр = 0,88 … 0,98. При использовании автоматизированных систем навигации и при обработке навигационной информации с помощью специально спрограммированных ЭВМ эта вероятность повышается до 0,99 … 0,995. Однако эти данные являются осредненными. Расследования навигационных происшествий показывают, что на вероятность принятия правильного решения по судовождению существенное влияние оказывает психологический фактор, а также степень ответственности штурмана и способность объективно оценивать свои возможности в решении задач судовождения.

Несмотря на развитие технических средств наблюдения, аварийность в море, связанная со столкновением судов, остается достаточно высокой. По данным страховой организации Ллойда, во второй половине ХХ века ежегодно происходило от 70 до 150 столкновений с различной тяжестью последствий, вплоть до гибели судов.

Основными факторами, влияющими на вероятность столкновения судов в море, являются следующие:

– дистанция обнаружения встречного судна (здесь и далее под встречным судном будем понимать любое судно, независимо от того, идет ли он навстречу или на обгон);

– условия наблюдаемости встречного судна (состояние видимости);

– точность и быстрота определения элементов движения встречного судна;

– непрерывность наблюдения за встречным судном и контроль за изменением его курса и скорости;

– расположение относительного курса сближения судов и относительная скорость сближения;

– правильность оценки ситуации сближения и принятия решения по маневру расхождения, соответствующего рекомендациям Международных правил предупреждения столкновения судов (МППСС).

Основным содержанием анализа ситуации сближения с встречным судном является оценка следующих параметров:

– дистанция до встречного судна и пеленг (курсовой угол) на него;

– курс и скорость встречного судна;

– характер изменения пеленга и дистанции, сторона изменения пеленга (на нос или на корму);

– направление линии относительного движения (относительно места своего судна);

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Навигация