Поскольку ширина полосы движения или фарватера, как правило, устанавливается с учетом возможных погрешностей в определении места судна, то его выход в соседнюю полосу при наличии зоны разделения является событием весьма редким, но, тем не менее, с вероятностной точки зрения вполне возможным. Чем уже полоса установленного движения и чем больше ошибка местоположения судна, тем больше вероятность его выхода за пределы своей полосы.
Поскольку рассматривается вероятность столкновения с встречным судном, перемещающимся по соседней полосе, то при оценке вероятности попадания судна в полосу встречного движения необходимо исходить из вероятности появления двух несовместных событий: или свое судно окажется в полосе встречного движения, или судно, перемещающееся по соседней полосе, окажется в полосе движения нашего судна.
Поэтому вероятность Qвп нахождения судов в полосе встречного движения (или в одной, или в другой) оценивается формулой:
Qвп = Q'вп(1 – Q''вп) + Q''вп(1 – Q'вп).(1.7.1)
где: Q'вп – вероятность выхода на полосу встречного движения своего судна; Q''вп – вероятность попадания в нашу полосу движения встречного судна.
Пример.
Вероятность получения качественной обсервации по формуле 1.2.3 для участка плавания подходы к Новороссийску составляет 0,985 при условии использования системы NAVSTAR Ро= РпРоб=0,99*0,995=0,985
Вероятность получения координат судна с помощью систем счисления по формуле 1.3.1 составляет 0,97:
Рсч = РлРИНС + Рл(1 – РИНС) + РИНС(1 – Рл) + (1 – Рл)(1 – РИНС)
Рл=0,94; РИНС=0,95; Рр=0,9; Рт=0,996.
Подставляя Рсч и Ро в формулу 1.2.1 получаем Рн=0,98.
Вероятность плавания безопасного от столкновения с другими судами Ру=(1-Q)*P'p. Для данного штурманского состава составляет P’p=0,9, а Q=0,1. Следовательно, Ру=0,81.
Отсюда РНБП по формуле 1.1.1 равна 0,8=80%
Вероятность безопасного положения судна в заданной (установленной) полосе движения или на фарватере зависит от ширины полосы, СКП места, от размерений и маневренных качеств судна и от гидрометеорологических факторов, вызывающих снос судна под действием ветра и течения.
Рассмотрим способ расчета вероятности нахождения судна с определенными габаритами в пределах неогражденного фарватера. При этом будем исходить из следующих начальных условий:
– случайные линейные погрешности места судна, направленные по перпендикуляру к оси фарватера и по его оси, подчиняются нормальному закону распределения, а систематические погрешности в оценке места судна либо отсутствуют, либо учтены заблаговременным вводом поправок;
– ширина фарватера превышает габаритные размеры судна;
– в качестве приближенной модели плановой формы корпуса судна будем принимать прямоугольник, описывающий габаритную конфигурацию судна и имеющий размеры L (длина судна) и В (ширина судна);
– геометрический центр плановой площади судна совпадает с местом штурманской рубки, координаты которой определяются навигационными методами.
Рассмотрим два случая: движение судна по прямолинейному фарватеру, состоящему из одного колена, и движение по фарватеру, состоящему из двух или нескольких колен.