Рисунок 7- Погрешности ОМС на Новороссийском створе
Навигационная безопасность почти полностью определяется человеческим фактором. Огромную роль играет подготовка специалистов. На сегодняшний день имеет место снижения компетентности морских специалистов. Число аварийных случаев, связанных с человеческим фактором, стабильно удерживается на уровне 70-80%.
Объективными причинами снижения качества подготовки специалистов являются следующие:
- стремление к тому, чтобы вести подготовку специалистов в соответствии с требованиями конвенции ПДМНВ – 78, приводит к снижению нашего национального стандарта подготовки специалистов морского флота, т.к. требования конвенции являются минимальными;
- порой подготовка ведется с учетом возможностей учебных заведений, а не потребностей отрасли;
- имеет место старения лабораторной базы учебных заведений;
- идет процесс старения преподавательского состава учебных заведений;
- не решены многие процедурные вопросы обучения и дипломирования.
- низкий уровень дисциплины;
- недостаточная компетентность экипажей судов;
- ошибки судоводителей;
- старение флота;
- игнорирование судовладельцами современных требований по
обеспечению безопасности мореплавания;
- отсутствие систематической проверки знаний, умения и навыков командного состава судов;
- слабая теоретическая подготовка назначенных лиц, курирующих вопросы обеспечения безопасности мореплавания, незнание ими требований международных конвенций и национальных руководящих документов по безопасности мореплавания;
- низкая требовательность Морских Администраций при проведении контрольно-надзорных функций в данной сфере и др.
"Кодекс ПДМНВ" означает Кодекс Конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты, одобренный Резолюцией 2 Конференции 1995 года с возможными поправками.
Общие требования по дипломированию моряков определены в Главе I Конвенции (Правила 1/2,1/9), а принципы подтверждения действительности дипломов, включая необходимость прохождения одобренных курсов повышения квалификации, в Правиле 1/11 Конвенции. Общие требования по контролю наличия и соответствия необходимых дипломов и квалификационных свидетельств у всех моряков, работающих на борту судна, определены Правилом 1/4 Конвенции. Процедуры расследования "Администрацией" любого сообщения о случаях некомпетентности владельцев дипломов, о случаях некомпетентных действий, совершенных владельцами дипломов, выданных под юрисдикцией данной "Администрации", а также процедуры изъятия, приостановления действия и отмены таких дипломов, устанавливаются национальной "Администрацией" (Правило 1/5 Конвенции). Ответственность судоходных Компаний в отношении выполнения требований Конвенции определена Правилом 1/14.
Нарушение правил безопасности мореплавания может быть связано с индивидуальными качествами отдельных людей, чаще всего отрицательными: недисциплинированностью, халатностью и беспечностью, некомпетентностью, эмоциональной неустойчивостью и т.п. Такие причины и предпосылки аварийных случаев, в которых проявляется виновность конкретного человека, объединяют понятием «личный фактор». Это понятие включает в себя характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует.