Основная причина выхода из строя винтовой пары – износ резьбы. Поэтому основным является расчет износостойкости резьбы, который расчитывается по следующей зависимости [4]:
(2.8)
где qP – удельное давление на рабочей поверхности резьбы, определяемое при допущении, что нагрузка равномерно распределяется по виткам резьбы;
Q – наибольшая осевая сила, действующая на винт; р – шаг резьбы; d – наружный диаметр резьбы; d1 – внутренний диаметр резьбы; Н – длина резьбы в шлицевом валике; [qP] – допускаемое удельное давление.
Допускаемое уделное давление для стали 40Х принимается равным [qP] = 5,5 Н/мм2.
3,69 Н/мм2 ≤ 5,5 Н/мм2
Условие выполняется.
Ходовой винт расчитывается на прочность и устойчивость. Прочность винта проверяется в расположеном левее шлицевого валика сечении, в котором действует напряжение сжатия σ и кручения τ [4]:
(2.9)
где σЭКВ – эквивалентное (приведенное) напряжение, МПа; МК – крутящий момент, равный моменту на резьбе, Н·м; [σ] – допускаемое напряжение, Мпа; σТ – предел текучести матариала винта; [n] – допустимый коэффициент запаса прочности.
Предел текучести для стали 40Х равен σТ = 690 МПа; допустимый коэффициент запаса прочности принимается в пределах [n] = 3 ÷ 4.
Тогда получим:
21,62 МПа ≤ 197 МПа
Условие выполняется.
При расчете ходового винта на устойчивость принимают, что винт представляет собой стержень с жестко закрепленным левым и свободным правым концом. При такой схеме коэффициент приведения длины µ = 2. Расчетная длина l винта принимается равной расстоянию от середины гайки до упорного буртика винтапри его максимальном выдвинутом положении.
Проверочный расчет проводится в зависимости от гибкости винта λ:
(2.10)
где i – радиус инерции сечения винта, мм.
(2.11)
где J – момент инерции поперечного сечения винта, мм4; F – площадь поперечного сечения винта, мм2.
Момент инерции поперечного сечения винта определяется по эмпирической зависимости, учитывающей и работу витков резьбы:
(2.12)
Тогда радиус инерции сечения винта будет равен:
Определяем гибкость винта:
При 90 > λ > 55 проверочный расчет устойчивости проводится по следующей формуле [4]:
(2.13)
где [nУ] – допустимый коэффициент запаса устойчивости, принимается в пределах [nУ] = 3 ÷ 4.
969 Н ≤ 5500 Н
Условие выполняется.
Инструкция по эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту
1. Проверить техническое состояние механической части стенда.
2. Проверить затяжку резьбовых соединений, устранить непредусмотренные люфты в подвижных соединениях, проверить состояние защитного кожуха.
3. Проверить состояние полумуфты.
4. Проверить техническое состояние электрической части стенда.
5. Проверить заземление стенда
6. Проверить наличие смазки в редукторе согласно паспорту на него.
7. Проверить работу стенда на холостом ходу:
Проверить в ручную (за муфту) свободное вращение электродвигателя привода стенда.
Проверить работу кнопок «ПУСК», «СТОП» пробным включением
Технологический процесс изготовления полумуфты
Исходными данными для разработки технологического процесса являются:
Чертеж детали.
Годовая программа выпуска деталей – 3 штуки (единичное производство).