В настоящее время разработана и предложена система оповещения приближения поездов, позволяющая выполнить предупредительные функции оповещения работающих на путях.
Общее устройство системы оповещения представлена на рисунке 7.2. Сигнализатор содержит: блок запроса 1, блок индикации запроса 2, блок разрешения работы 3, блок управления оповещением 4, сигнализатор оповещения в зоне ведения работ 5, блок управления системами сигнализации 6.
Работа системы оповещения организованна следующим образом. Перед выходом в зону ведения работ монтер пути, используя блок 1, должен получить разрешения у дежурного по станции (ДСП).
Рисунок 7.2 - Структурная схема оповещения о приближении подвижного состава
ДСП дает разрешение на производства работ в данном районе и на пульте управления (блок 2) отмечается соответствующий район.
Одновременно ДСП действует на блок 3 – разрешения работ, при этом блок управления оповещением 4, построенный по плану станции, приводит в готовность к действию ту часть, которая контролирует участок, где ведутся работы.
Блок 4, соединенный с системой электрической централизации, срабатывает автоматически при приближении поезда и воздействует на блок 5 и 6. Работающие получают сигнал предупреждение, и одновременно отключаются средства механизации.
Подача извещения начинается с момента обесточивания звукового реле, в качестве которого используют реле типа НМШ-10/1500, устанавливаемое на каждой секции маршрута.
Система оповещения в зоне ведения работ устанавливается недалеко от работающих и содержит средства звуковой и световой сигнализации.
Блок управления средствами механизации при приближении поезда прекращает подачу энергии.
Для предупреждения машиниста о следовании по маршруту, где ведутся работу, дополнительно используется устройства сопряжения радиостанциями ДСП. После получения сигнала машинистом контрольная информация должна возвратиться к ДСП или в памяти ЭВМ, то есть система оповещения представляется замкнутой и самоконтролируемой. Дополнительно она снабжена блоками идентификации 7, информатором 8, дешифровщиком 9 и блоком контроля 10.
При совпадении маршрута ведения работ (блок4) и маршрута следования подвижного состава (из блока ЭЦ) блок идентификации возбуждает требуемую секцию информатора 8. Дешифратор 9 воспринимает посланный сигнал только на том локомотиве, который вступил на маршрут, где ведутся работы. Далее машинист по средствам блока контроля 10 (нажатием кнопки) передает через радиостанцию сигнал дежурному, подтверждающий получение предупреждения.
Автоматическое предупреждение машиниста и работающих на путях не только предотвращает наезд, но и снижает психологическое напряжение у работающих, повышая при этом производительность труда.
В качестве параллельной системы будет применяться система безопасности для специального самоходного подвижного состава ІІ категории КЛУБ-П /15/.
Система «КЛУБ-П» предназначена для применения на специальном самоходном подвижном составе, выполняющего передвижение или работы с обслуживающим персоналом на участках пути, оборудованных или не оборудованных автоматической локомотивной сигнализацией числового кода.
«Клуб-п» обеспечивает:
- прием информации из канала автоматической локомотивной сигнализацией числового кода, ее дешифрацию и индикацию машинисту;
- измерение и индикацию фактической скорости движения;
- формирование допустимой скорости движения и ее индикацию в зависимос-
ти от конструктивных особенностей специального самоходного подвижного состава и показаний путевого светофора;
- контроль скорости движения и автостопного торможения при превышении допустимой скорости движения по показаниям светофоров;
- контроль торможения перед светофором с запрещающим сигналом;
- выключение тяги при выдаче сигналов на автоматическое торможение;
- контроль бдительности машиниста;
- исключение самопроизвольного (несанкционированного) движения;
- невозможность движения при отключенном электропневматическом клапане и выключенной системе безопасности;
- прием сигналов режимов работы («транспортный» или «рабочий», «поездной» или «маневровый») от органов управления специального самоходного подвижного состава, формирование и индикацию соответствующих значений допустимых скоростей движения;
- контроль максимально допустимой скорости движения 20 км/ч в рабочем режиме и формирование сигнала автостопного торможения при ее превышении;
- снятие контроля бдительности при движении со скоростью до 10 км/ч в рабочем режиме и при полной остановки специального самоходного подвижного состава;
- возможность проверки и тестирования аппаратуры без захода единицы специального самоходного подвижного состава на базовое предприятие;
- сохранение контроля бдительности машиниста при неисправностях приемных катушек;
- ввод и корректировку постоянных величин, учитывающих конструктивные особенности специального самоходного подвижного состава: